Департамент образования Тульской области
государственное образовательное учреждение Тульской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Тульский областной центр реабилитации и коррекции несовершеннолетних»
УРОК
(для учеников средних и старших классов)
«СКАЖЕМ
ДЕТСКОМУ ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ «ДА!»
Антонинкова Татьяна Васильевна
г. Новомосковск
2011 год
План урока
(полный урок можно скачать здесь)
Цель:
· Информировать учащихся о том, для чего предназначен и как работает детский Телефон доверия.
· Мотивировать обращаться за помощью на детский телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
Задачи:
· Сформировать у детей понятие о детском Телефоне доверия как о виде психологической помощи.
· Обсудить с учащимися список трудностей, с которыми можно обратиться на телефон доверия.
· Ознакомить с особенностями поведения детей, обратившихся в службу доверия.
ХОД УРОКА
Содержание |
Рекомендации для педагога |
1. Слайд № 1. Титульный лист |
|
2. Информационный блок. «Первый телефон доверия» Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушиться лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). 1 сентября 2010 года в России был открыт Всероссийский детский телефон доверия. |
Спросите учеников, что они знают о Телефоне доверия |
3. Слайд № 2. «Различные способы коммуникации» |
Спросите у детей, какие формы Телефона доверия они знают. |
4. Информационный блок. «Как устроен Телефон доверия?» Слайд № 3. «Обслуживание вызовов» На телефонах доверия работают специально обученные специалисты-психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже специально прошедшие обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым. · Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. · Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. · Человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой. · Помощь на Телефоне доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения. · Обращаясь на Телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию. · Каждый Телефон доверия работает в своем определенном режиме – круглосуточно или по расписанию. |
Рассказывая о Телефоне доверия, акцентируйте внимание учеников на выделенных ключевых моментах. |
5. Информационный блок. «Причины обращения в службу доверия» Слайд № 4 и № 5. «Причины, почему дети обращаются в службу доверия» (данные за 2009 год) |
Обратитесь к ученикам с вопросом «Они тоже считают такими же причины обращения в службу доверия?» Предложить назвать не указанные, по их мнению, причины. |
6. Групповое обсуждение «Особенности поведения детей, обратившихся в службу доверия» Слайд № 6. «Каким образом ребенок сообщает о факте насилия» Слайд № 7. «Поведение звонящего» Слайд № 8. «Чувства обратившегося в службу доверия ребенка» |
Обсудите с детьми информацию слайдов. Попросите их высказать свое мнение. |
7. Информационный блок. «Технология работы со случаями насилия» Слайд № 9. «Как отличить детей, подвергшихся насилию» Слайд № 10. «Технология работы со случаями насилия» |
Спросите у детей, могут ли они что-либо еще добавить. |
8. Групповое обсуждение «Правила поведения во время пользования Интернетом» Слайд № 11. Слайд № 12. Слайд № 13. Слайд № 14. |
Поинтересоваться у детей, сталкивались ли они с подобными случаями, общаясь в сети Интернет. |
9. Групповая работа «С какими вопросами можно обратиться на Телефон доверия?» Мозговой штурм «Трудные ситуации в жизни подростков, или с какими вопросами можно обратиться на Телефон доверия?»
Задание: разработать список вопросов и возможных трудностей в жизни подростков, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона доверия.
Правила мозгового штурма: чужие версии не критиковать, записывать все, что прозвучало, даже если они кажутся нелепыми.
Обсуждение итогов мозгового штурма.
Вывод: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным. |
Разделите учеников на группы по 5-6 человек и выдайте по большому листу бумаги, на пишите задание и правила мозгового штурма на доске.
Учеников средних классов можно не разбивать на группы, а самому записывать на доске предложения детей. Если поначалу процесс идет трудно, предлагайте свои версии. Например: · Что делать, если родители не разрешают дружить с кем-то?... и т.п.
Со старшеклассниками на работу и ее обсуждение можно выделить больше времени, чем с учениками средних классов. |
10. Слайд № 15. «Детские службы доверия в странах СНГ» |
Обсудить эмблемы различных Телефонов доверия, их особенности |
11. Информация о Телефоне доверия. Слайд № 16. |
|